Показать сообщение отдельно

Старый 02.07.2009, 10:23   #26
Googleman
Постоялец
 
Аватар для Googleman
 
Googleman вне форума
Регистрация: 12.08.2008
Сообщений: 762
Googleman имеет наиславнейшую репутациюGoogleman имеет наиславнейшую репутациюGoogleman имеет наиславнейшую репутациюGoogleman имеет наиславнейшую репутациюGoogleman имеет наиславнейшую репутациюGoogleman имеет наиславнейшую репутациюGoogleman имеет наиславнейшую репутациюGoogleman имеет наиславнейшую репутациюGoogleman имеет наиславнейшую репутациюGoogleman имеет наиславнейшую репутациюGoogleman имеет наиславнейшую репутацию
По умолчанию

Цитата:
ОТМЕНА РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА


13.10.2007.
Газета «Первое сентября» №19
Ольга Дашковская

Отмена регионального компонента

Этот пункт законопроекта о стандарте вызывает самые острые дискуссии

Законопроект об образовательных стандартах, принятый Думой в первом чтении, вызывает острые дискуссии среди специалистов и общественных деятелей. Но за остротой споров теряется тот факт, что камень преткновения отнюдь не содержательные вопросы, связанные со стандартом. Прежде вокруг стандарта велись «академические» войны: сколько часов будет отведено на какой предмет? А законопроект вызвал столкновения общественных групп, отстаивающих свое влияние на школу.

Как обсуждали законопроект

Как заявил в начале обсуждения председатель думского Комитета по образованию и науке Николай Булаев (сейчас – глава Федерального агентства по образованию. – Прим. ред.), законопроект о стандарте был не только одобрен большинством депутатов, но и получил поддержку половины субъектов РФ.

Впрочем, как следует из справки Министерства образования и науки, розданной на «круглом столе», ситуация с обсуждением законопроекта в регионах сложилась довольно странная.
Во-первых, законопроект дискутировался только на совещаниях с руководителями местных органов управления образованием; директора школ и педагоги возможности высказать свое мнение были лишены.

Во-вторых, из тех 43 регионов, где обсуждение проводилось и которые, как говорят в ведомстве, законопроект поддержали, лишь в четверти территорий сформулировали какие-то замечания к тексту документа. Это вполне позволяет судить о «качестве» обсуждения. К тому же, по словам заместителя министра образования и науки Юрия Сентюрина, внимания заслуживают предложения, поступившие только из 7 субъектов РФ. В частности, законодатели Волгоградской области не пожалели сил для подробной постатейной редакционной правки законопроекта.

Кому нужен региональный компонент

Между тем основным спорным положением законопроекта остается вопрос, прямо затрагивающий интересы региональных властей – вопрос о структуре стандарта. Напомним: законопроект предполагает отменить деление стандарта на федеральный, региональный и школьный компоненты.

Противники законопроекта заявили на «круглом столе», что это приведет к ликвидации значительной части учебных предметов, знакомящих школьников с историей и культурой своего края.

Однако, как выяснилось вскоре, выступавших больше волновала возможная утрата нормативно-правового поля для изучения основ православной культуры (ОПК). Сейчас этот предмет вводится в школах некоторых краев и областей именно в рамках регионального компонента.
В защиту духовно-нравственной дисциплины единым фронтом выступили депутат Госдумы Галина Дорошенко, руководитель Комитета законодательного собрания Краснодарского края по вопросам образования, науки, семьи и молодежи Виктор Чернявский, преподаватели вузов и представители Русской Православной Церкви (РПЦ) – протоиерей Борис Данилин, иеромонах Киприан, юрисконсульт Московской патриархии Ксения Чернего.
Они приводили данные о том, что в школах, где преподается ОПК, заметно снижается уровень правонарушений среди учащихся. Кроме того, по их словам, в адрес РПЦ приходит поток писем, в которых рядовые граждане выражают тревогу по поводу отмены регионально-национального компонента, а вместе с ним и ОПК.

В свою очередь представители Министерства образования и науки были вынуждены сослаться на встречный поток писем, приходящих в их адрес, авторы которых выражают недовольство по поводу изучения данного предмета.

Юрию Сентюрину пришлось даже прибегнуть к самому сильному в наше время аргументу – цитате из выступления президента Путина, в котором он призвал к поискам «приемлемой для всего общества формы» духовно-нравственного воспитания. А приемлемым для светской общеобразовательной школы, существующей в условиях многоконфессиональной страны, может быть только изучение ОПК на добровольной основе – такой вывод напрашивался из выступления Юрия Сентюрина.

На «круглом столе» обозначила себя еще одна группа противников отмены регионального компонента. У них опасения другие: не исчезнет ли преподавание национальных языков?
Здесь стоит заметить, что в списке 43 субъектов РФ, поддержавших законопроект, порядка 12 автономных республик (Чувашия, Марий Эл, Кабардино-Балкария, Бурятия и другие). Но из этих регионов никаких замечаний по документу получено не было.
В то же время, как сообщил профессор Российской академии Госслужбы при Президенте РФ Юрий Понкин, Татарстан и Башкортостан высказались категорически против принятия законопроекта.

Однако на самом деле понятно, что единой позиции национальные республики, похоже, не выработали. Так, 8 августа президент Татарстана Минтимер Шаймиев официальным письмом подтвердил, что его республика поддерживает принятие образовательного стандарта в предложенной редакции. А месяц спустя Национальное собрание Татарстана приняло постановление с негативной оценкой законопроекта.

По свидетельству руководителя Центра национальных проблем образования Федерального института развития образования Ольги Артеменко, именно в Татарстане и Башкортостане уделяется много внимания изучению национальных языков за счет регионального компонента. Так много, что это «нарушает баланс интересов участников образовательного процесса», считает О. Артеменко, по свидетельству которой в старших классах средней школы Башкирии на изучение русского языка отведено 2 часа, а башкирского – 5–6 часов.
В то же время руководство образовательного ведомства не видит особых оснований для паники, если региональный компонент будет отменен.

Основной пафос выступления директора Департамента государственной политики и нормативно-правового обеспечения в сфере образования и науки Игоря Реморенко сводился к тому, что регионально-национальный компонент используется только в 13 территориях, поскольку процедура его утверждения достаточно хлопотная и трудоемкая – она осуществляется на законодательном уровне через региональные парламенты и сопровождается длительными дискуссиями.

Тем не менее никто из авторов законопроекта не отрицает учета национально-региональных особенностей при составлении образовательных программ. Правда, данный принцип лишь провозглашается в законе, а механизм его реализации не прописан.

Новый стандарт включает требования к структуре основной образовательной программы, в том числе к соотношению обязательной и вариативной частей (последняя формируется участниками образовательного процесса). В то же время конкретное соотношение этих частей не указано. Сегодняшняя ситуация представляется практикам более понятной, поскольку всем известно, что на федеральный компонент отводится порядка 70%, на региональный – 20–25%, остальное приходится на долю школьного.

По свидетельству Игоря Реморенко, Минобрнауки делает ставку на увеличение доли вариативных программ, которые для школ будут составлять 30%, а для вузов – 50%.
Что в первую очередь: стандарт или закон о нем?

Все эти доводы не убеждают оппонентов, которые предлагают заблокировать законопроект до тех пор, пока не будет завершена разработка содержания образования по каждому предмету.
Им возражают чиновники Министерства образования и науки, по мнению которых, разрабатывать стандарты в отсутствие закона еще более бессмысленно, поскольку таким образом возникает риск выбросить всю проделанную работу в корзину.

Эту позицию разделяет и Николай Булаев. «Сначала надо разработать и принять правила дорожного движения. А затем покупать машины», – считает он.
Кстати, завершая дискуссию, Булаев пообещал «подготовить законопроект в таком виде, в котором он не будет вызывать столь ожесточенные споры». Не очень понятно, как это удастся сделать – с учетом того, что поправки ко второму чтению должны быть поданы в Совет Думы не позже 11 октября («круглый стол» состоялся 3 октября). Впрочем, ларчик открывается просто, если принять во внимание другое высказывание Николая Булаева: «Главная задача состоит в консолидации интересов трех субъектов права – думы, правительства и администрации президента».

Экономика – не вопрос для обсуждения

За скобками обсуждения остался экономический аспект проблемы. В пылу дискуссий о национально-региональном компоненте никто не обратил внимания на стандартную запись, гарантирующую законопроекту одобрение Минфина: «Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов федерального бюджета».

Между тем, как утверждает заместитель председателя Комитета по образованию и науке Олег Смолин, сумма расходов может составить 20–30 млрд рублей.

Именно столько, по мнению депутата, потребуется для создания условий образовательной деятельности, требования к которым включаются в структуру стандарта. Это организация горячего питания, закупка учебников, обновление материально-технической базы, повышение зарплаты учителей...
Ссылка на источник: http://ps.1september.ru/article.php?ID=200701903
Предлагаю все-таки бороться за преподавание в наших школах хотя-бы НК.
  Ответить с цитированием